Даже в свои не лучшие времена телевидение остаётся кровеносной системой для большого числа развлечений: оно привычно, оно доступно и оно не нуждается в буфере. Появление Федора Емельяненко на стадионе Sears Centre в Чикаго в это воскресенье увидело, как минимум, несколько миллионов телезрителей.

Кто-то скажет, что этого не достаточно и что CBS не делает так уж и много, чтобы помочь найти ответ на вопрос, который обсуждается на этой неделе и в ближайшее время: сумеют ли они сделать звезду из Федора Емельяненко?


Анализируя то, что обещает стать длительным и изнуряющим медиа построением первой для Strikeforce телевизионной трансляции, некоторые обозреватели высказали мысль о том, что CBS просто “не делают достаточно”, чтобы продвигать их приобретение в лице наиболее эффективного бойца со времён Ивана Драго.

Если внимательно приглядеться к этому (перефразированному) заявлению, то можно понять причину, лежащую в основе данного симптома.

Емельненко не может появиться на ток-шоу CBS (его английский даже похуже, чем у Чака Лидделла); Емельяненко не может появиться в рекламных роликах, демонстрируя точёную мускулатуру (у него её нет); Емельяненко не сможет иметь "говорящую" роль в сериале “CSI: Miami” (хотя он может быть убедителен в роли трупа). В плане спортивного маркетинга Емельяненко не слишком ликвиден.

Что у него есть, так этого практически незапятнанный рекорд (30-1) и неофициальный титул - данный ему коллегами, которые должны понимать в этом толк - лучшего бойца в мире. CBS могут подчёркивать этот факт (что они и делают), но поскольку практически все права на показ его боев принадлежат Zuffa, вам приходится верить скорее на слово, чем видеть это самим. (Почему так редко используется видео поединков Федора в Rings, это выше моего понимания: конечно, качество там не HD, но это и не 8 мм съёмки.)

Хватит ли всего этого для успеха? Наиболее тождественное сравнение Емельяненко - это Андерсон Силва, который также лишь чуть-чуть говорит по-английски, не обладает скульптурным телосложением и имеет репутацию лучшего бойца всех времен. Из-за места, которое занимают UFC на этом рынке, Силва поднялся от невзрачных выступлений до финансового успеха, продемонстрированного им этим летом, в бою против Форреста Гриффина. Хотя он и неплохо известен, однако далёк от того, чтобы быть по-настоящему популярным.

За Емельяненко не стоит пиар-машина UFC, что, по идее, должно компенсироваться поддержкой CBS, за исключением того факта, что их трансляция турнира EliteXC без участия Кимбо Слайса была провальной в плане рейтингов. Вероятно, зрители CBS не столько наслаждались зрелищем поединков вообще, сколько им нравилось смотреть на бои Кимбо. В этом важное и удручающее различие.

Однако Affliction - компания, прежде имевшая лишь опыт продаж футболок, похожих на то, как если бы Megadeth вырвало на их печатные станки, - делали довольно прибыльный PPV-бизнес с Емельяненко во главе. По иронии судьбы, самый большой пиар Емельяненко могли дать сами UFC: подробный обзор затянувшихся летних переговоров, когда UFC яростно добивались Федора, превратили Емельяненко в загадочного персонажа, в котором отчаянно нуждалась американская компания. В этом есть интрига.

Дата боя Федора, 7-е ноября, упоминалась во время игры NFL в это воскресенье; также Емельяненко появлялся в рекламных блоках во время трансляций любительского и профессионального футбола - прямое обращение к потенциальным зрителям. Что же ещё, конкретно, могут сделать CBS, чтобы раструбить о своём бойце? Их программа “60 Minutes” лишь небольшое количество раз уделяла внимание к историям, имеющим некое отношение к бизнесу CBS: книга Дика Кларка, бывшего сотрудника Белого дома, получила своё время в 2004-м году, без афиширования того, что родительская компания Viacom получит прибыль от её продажи; “Guiding Light” получили свою порцию похвалы на шоу незадолго до своего завершения, пробыв в эфире 72 года. С точки зрения корпоративного взаимодействия очерк об известном сильнейшем человеке на планете, показанный в правильное время, не выглядит столь уж никчемным.

Печатная реклама? Это затратно, к тому же существует немного доказательств, что она имеет прямое влияние на спортивные состязания. Шумиха в СМИ? Телеканалы редко посвящают своё эфирное время столь откровенно корыстному, однако одно появление Крейга Фергюсона на программе Showtime “360” может указать на обязательства перед Strikeforce, которые до недавних пор телеканал давал неохотно.

Бойцам-иностранцам приходится туго: аудитории нравится видеть самих себя в их спортивных кумирах. Тот, кто доминирует над американцами, не говоря при этом на их языке, вряд ли появится на коробке с кукурузными хлопьями к завтраку. Сумеет ли он привлечь внимание достаточного числа зрителей, чтобы превзойти “America’s Most Wanted”, - вот вопрос рейтинга этого турнира.

Емельяненко - звезда для многих фанов; но эти фаны, с точки зрения телевидения, не оплатят и одного 30-секундного рекламного ролика Snuggles. Возможно, понадобится время, чтобы основная масса зрителей проявила интерес к этому невозмутимому бойцу. Однако, в возрасте 33 лет, с почти 10-летним опытом в спорте, есть ли у Федора время на раскачку?